В старину большой популярностью пользовалась баня, топившаяся по-чёрному. Для растопки такой бани не требовалось много дров, и помещение её состояло из парной и маленького предбанника, где люди снимали одежду перед помывкой. Посредине парной на открытом огне с раскалёнными камнями стоял котёл с водой. Камни давали жар, а дым выходил через отверстие в потолке. Чтобы меньше выходило горячего воздуха из парной, в бане делали высокий порог и маленькую дверь. Если для растопки бани использовали берёзовые дрова, копоти было сравнительно немного, хотя наличие на стенах сажи и копоти отвечало целям дезинфекции. Растопив баню, сразу не парились, а давали ей немного выстояться. Затем, чтобы не отравиться угарным газом, выпускали первый пар, выливая на раскалённые камни ковш воды и, мылись, стараясь не потревожить банного домового – банника.
Банника обычно представляли в образе злобного, дряхлого старика с длинной седой бородой и облачённого в лохмотья. Банным духом могла быть и старуха, лохматая бабка, которую называли «обдерихой», потому что она якобы могла посадить неугодного купальщика на печь и ободрать ему кожу.
С домовым боялись ссориться, так как он, разозлившись, мог доставить серьёзные неприятности – обжечь горячей водой, навести обморок или отравить угарным газом. Банных духов боялись больше чем леших и кикимор и старались без надобности не приближаться к бане. Поэтому и строили баню в отдалённом углу двора подальше от избы, а то и вовсе за забором.
Но всё же с банником приходилось «договариваться» и «задабривать» его подарками. Ведь у русского человека чистота тела соблюдалась неукоснительно, и посещение бани было обязательным. А те, кто в баню не ходили, пользовались дурной славой среди людей, к ним относились с подозрением и старались ограничивать с ними общение.