Известно, что с приходом христианства европейцы отказались от средств личной гигиены и перестали мыться. Это объяснялось тем, что заботиться следовало не о чистоте тела, а о чистоте души. Тем не менее, среди государств, поддавшихся на религиозные учения средневековой церкви, одна только Византия нашла общий язык со служителями храмов и сумела сохранить римские банные традиции. Восхитительные банные дворцы, как требовала церковь, византийцы перепрофилировали в христианские храмы, но оставили помещения для банных процедур – публичные термы. И хотя христианское учение позволяло омовение тела только лишь перед Пасхой, наследники древних римлян мылись гораздо чаще, руководствуясь предписаниям медиков.
Качество банных процедур зависело от материального положения граждан. Например, население в провинциях и монахи в монастырях довольствовались примитивными банями, оборудованными дровяными печами и топившимися «по-чёрному». Городские граждане могли воспользоваться банями с несколькими обогреваемыми залами и горячей водой. При банях были раздевалки (аподитерии), тёплые ванны (кальдарии), комната для разогрева тела (тепидарий) и комната для охлаждения (фригидарий). Также большой популярностью среди византийских граждан пользовались гимнастические залы (палестры), которые впоследствии запретили предусматривать даже при проектировании бань.
Иначе выглядели бани в частных имениях. Византийские вельможи игнорировали неодобрительную позицию церкви к гигиене. Они продолжали нежиться в собственных купальнях (лутронах), погрязших в чрезмерной роскоши. Для украшения купален использовали витражи, исполнявшие роль фонарей на потолке, драгоценные камни и листовое золото.
Таким образом, практичные византийцы смогли отстоять своё право на чистоту, сохранить и приумножить многие банные традиции, дошедшие до наших времён.